Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития России особую актуальность приобретают вопросы пополнения, использования и справедливого распределения государственных ресурсов. Также стоит отметить важность мобилизации ресурсов и управления ими.
В этой работе рассматриваются вышеупомянутые аспекты, а также исследуется проблема социальных рисков государства и его взаимодействия с ресурсами. Тема, выбранная автором, актуальна потому, что значительная часть нашего общества живет с постоянным ощущением грубого нарушения социальной справедливости в современной Российской Федерации.
Это выражается прежде всего в возмущении огромным имущественным неравенством, возникшим "в одночасье" (начало девяностых) и "на ровном месте", а также неспособностью квалифицированного человека применить свои знания и навыки. и для своей работы, отвечающей его социальному статусу эквивалентно получению такой оплаты. И совершенно невыносимо, что миллионы людей были грубо лишены относительно приличного образа жизни и теперь влачат полуголодное существование. Эти люди считают наше сегодняшнее общество гораздо более несправедливым, чем позднесоветское.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, правоведов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия наступления социальных рисков.
Объектом исследования является процесс наступления социальных рисков.
Предметом исследования являются основы и принципы наступления социальных рисков.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для предотвращения наступления социальных рисков.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть основные виды социальных рисков и их характеристики;
- изучить признаки наступления социальных рисков;
- детально проанализировать социальные выплаты и льготы как защиту от социального риска;
- описать понятие, сущность и признаки обязательного страхования;
- исследовать методы обязательного страхования.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по праву, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Основные виды социальных рисков и их характеристики
Социальные риски можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. Социальные риски в узком смысле этого слова: все, что напрямую связано с обществом, людьми и их жизнью, и, в более широком смысле, все, что связано с различными социальными отношениями в различных сферах нашей жизни, таких как экономика, политика, право и информация, когда мы используем термин "социальный риск". рассматривая это, мы можем различать интерпретации этих двух слов.
Первый - это "риск", то есть событие, которое может произойти, а может и не произойти, и после которого возникают негативные последствия. Второй - "социальный", то есть он относится к человеку как к определенному человеку или группе людей, а также ко всему обществу в целом, которое может влиять на все сферы жизни. Следовательно, социальным риском можно считать любую ситуацию или процесс, которые влияют на социальный статус человека. Особый интерес представляют социальные риски в праве социального обеспечения, когда при их возникновении происходит нарушение привычной жизнедеятельности человека. Е.Е. Мачульская определяет социальный риск как вероятное событие, возникающее в результате потери дохода или иного трудового дохода, снижения уровня жизни ниже прожиточного минимума и создающее потребность в социальной защите со стороны государства по объективным, социально значимым причинам [12].
М.О. Буянова дополняет определение Е.Е. Мачульской и говорит, что во-первых, социальный риск нельзя связывать только с вероятностью материальной незащищенности. Государство обеспечивает размещение инвалидов и пожилых людей в стационарных и полустационарных учреждениях, независимо от их финансового положения. Содержание детей в детских учреждениях, оказание различных услуг инвалидам: протезирование, трудоустройство, профессиональное обучение, предоставление транспортных средств, как правило, также не связано с их финансовым положением. Во-вторых, указанные причины потери дохода, дохода или поддержки семьи не охватывают весь спектр предоставляемых социальных услуг (одиночество, бедность, вынужденные переселенцы, беженцы).
Социальные риски в системе социального обеспечения в большинстве случаев приводят к снижению материальной обеспеченности, поэтому они должны быть защищены государством. В связи с этим разработаны формы и методы защиты населения от негативного воздействия путем предоставления мер социальной защиты, позволяющих человеку преодолеть трудную жизненную ситуацию. К таким мерам относятся: - пенсионное обеспечение; - предоставление социальных пособий, субсидий, компенсаций; - предоставление пособий; - предоставление социальной помощи; - выплата пособий по болезни или травме; - компенсация ущерба здоровью в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний; - предоставление социальных услуг; - назначение пособий по безработице.
Социальные риски влекут за собой не только ухудшение финансового положения гражданина или его семьи, но и социальное неблагополучие. Например, потеря кормильца приводит к социальному статусу, такому как сирота, безнадзорность или одиночество.
В.А. Андреев ввел в научный оборот такую правовую категорию, как "формы социального обеспечения", то есть организационно-правовые способы обеспечения социальной защищенности населения. Он писал, что государственная система социального обеспечения существует в различных правовых и организационных формах, что связано с особенностями обеспечения определенных категорий работников с учетом особенностей их общественно полезной деятельности и характера обеспечения. По организационно-правовым формам, т.е. по методам предоставления социальной защиты, можно определить, что государственная система социального обеспечения существует в различных правовых и организационных формах, что связано с особенностями обеспечения отдельных категорий работников с учетом особенностей их общественно полезной деятельности и характера обеспечения [15].
Социальный риск в широком смысле: возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью получения поддержки со стороны государства и общества.
Социальный риск в строгом смысле этого слова выступает как:
1) риск является вероятностным, случайным, не зависящим от конкретного субъекта;
2) финансовая неопределенность может быть выражена следующим образом: - потеря заработка; - увеличение социально значимых расходов.
3) обстоятельства, приводящие к неопределенности, - это объективные причины, признанные обществом уважительными, по которым гражданин не может участвовать в экономической деятельности;
4) угрожает экономически активному населению.
Виды страховых рисков:
1) основной (потеря дохода) и дополнительный (увеличение дополнительных расходов);
2) страхование и не страхование;
3) общие и специальные.
Социальные риски также можно разделить на 4 группы (типы социальных рисков):
1. экономический (безработица);
2. физиологический характер (временная или постоянная нетрудоспособность, беременность и роды, старость, смерть);
3. производительный характер (несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания);
4. демографические и социальные проблемы (многодетные, неполные семьи, дети-сироты).
Выплаты по страховым рискам осуществляются за счет страховых взносов в государственные страховые фонды (Пенсионный фонд России и Фонды социального страхования, а с 1 января 2023 года - в Социальный фонд) и являются частью социального обеспечения, например, страховые пенсии или пособия по временной нетрудоспособности для граждан, застрахованных в рамках обязательного социального страхования [13].
Статья 7 настоящего Федерального закона определяет следующие риски социального страхования: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) временная нетрудоспособность; 3) производственная травма и профессиональное заболевание; 4) материнство; 5) нетрудоспособность; 6) старость; 7) потеря кормильца; 8) признание инвалидом, безработным. Риск социального страхования относится к ожидаемому событию, при котором изменится финансовое и социальное положение не только работающих граждан, но и членов их семей или других категорий граждан, например, в связи с материнством, в отношении которого осуществляется обязательное социальное страхование.
В некоторых случаях социальный риск влечет за собой не только неблагоприятные последствия, такие как потеря заработной платы из-за временной нетрудоспособности, но и дополнительные расходы, связанные с лечением, протезированием, переподготовкой и другими. Рассматривая социальные риски, можно отметить некоторые специфические особенности, характеризующие их сущность. Таким образом, можно указать на признак универсальности, поскольку любой гражданин может столкнуться с социальными рисками, такими как временная нетрудоспособность, если причины объективны.
Когда рассматриваем социальные риски, их можно разделить на несколько типов:
1. Экономический, включая безработицу, которая затрагивает как отдельного человека, так и группу людей, следует четко учитывать во время экономического кризиса или при ликвидации организации или предприятия.
2. Физиологические, то есть изменения в организме, связанные с наступлением старости, временной или постоянной недееспособностью, беременностью и родами и т.д.
3. К ним относятся несчастный случай на производстве, заболевание, вызванное длительным воздействием негативных производственных факторов, таких как шум, пыль, вибрация, токсичный газ и другие.
4. Демографический и социальный. Это многодетные семьи, семьи с одним родителем и дети-сироты. Социальные риски имеют определенную характеристику, поэтому, например, мы можем охарактеризовать некоторые из наиболее важных социальных рисков, которые возникают чаще всего.
Безработица - это термин, используемый для обозначения временной потери дохода в виде заработной платы. Статья 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" закрепляет право безработных граждан на материальное обеспечение и социальные услуги.
Потеря кормильца. Это является основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца или ежемесячных страховых выплат в случае смерти кормильца в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на иждивении умершего, имеют право на пенсию. Считается, что члены семьи умершего зависели от него в получении помощи от умершего, которая была для них постоянным и наиболее важным источником средств к существованию [19; 23].
Низкий доход. Семья (или гражданин, живущий один) считается бедной (или бедной), если средний доход ниже прожиточного минимума, установленного федеральным правительством. Следует отметить, что низкий доход является незастрахованным социальным риском и предоставляется в системе государственной социальной поддержки за счет средств местных бюджетов.
Таким образом, мы видим, что социальный риск - это обстоятельство, то есть юридический факт, который приводит к возникновению, прекращению и изменению правоотношений. Например, возникновение инвалидности чаще всего приводит к прекращению трудовых отношений, но возникают материальные пенсионные отношения и правовые отношения по оказанию мер социальной поддержки, т.е. возникает право на определенные льготы: бесплатное обеспечение лекарствами по рецепту врача или бесплатное размещение в санаториях и других учреждениях.
На социальные риски может влиять научно-технический прогресс, такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Примером может служить развитие цифровизации и роботизации в экономике, что приводит к сокращению рабочей силы по определенным профессиям, то есть к появлению безработных граждан. С другой стороны, научный прогресс, например, в медицинской промышленности, позволяет внедрять новые технологии диагностики и лечения, что приводит к снижению заболеваемости и, в конечном итоге, к снижению инвалидности.
Современное российское общество характеризуется множеством социальных рисков, на которые влияют не только внутренние социальные проблемы, но и внешняя напряженная ситуация. При анализе социальных рисков можно отметить, что Российская Федерация является государством всеобщего благосостояния, где постоянно появляются новые формы и методы социальной поддержки граждан, когда возникают не только страховые риски, но и социальные риски, не связанные со страховкой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон № 123-ФЗ от 04.06.2018 «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» // СПС Консультант Плюс.
2. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
3. Акатнова М.И., Коломоец Е.Е., Морозов П.Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государственных служащих. Научно-практическое пособие. — М: Проспект. 2017. - 416 с.
4. Шайхатдиновой В.Ш. Актуальные проблемы права социального обеспечения — М: Юрайт, 2023. - 632 с.
5. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. — М: 2019. - 264 с.
6. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. — М: Проспект, 2017. - 238 с.
7. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. - 184 с.
8. Афтахова А. В. Пенсионное обеспечение. — М: Юрайт, 2023.303 с.
9. Афтахова А. В. Право социального обеспечения. — М: Юрайт, 2024. - 475 с.
10. Баркер Р. Словарь социальной работы./пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 1995. - 329 с.
11. Буянова М. О. Право социального обеспечения. М. : Кнорус, 2021. 180 с.
12. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем и системный анализ. М.: Юрайт, 2014. - 678 с.
13. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. — М: Юрайт, 2023. - 433 с.
14. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. - 112 с.
15. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2017. - 384 с.
16. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М: Омега-Л, 2015. - 170 с.
17. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. — М: Юрайт, 2024. - 212 с.
18. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. — М: КноРус, 2019. - 240 с.
19. Маргулян Я. А. Основы социального государства. — М: Юрайт, 2023. - 179 с.
20. Мачульская Е. Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2019. № 1. С. 26–27.
21. Мельников В.П. История социальной работы в России. М., 2001.
22. Пенсионное обеспечение / под ред. Е. Е. Мачульской. — М: Юрайт, 2023. - 450 с.
23. Покачалова Е. В., Рыбкова А. Ю. Страховой надзор как универсальный финансово-правовой институт предупреждения правонарушений в сфере страхования и организации страхового дела // Финансовое право. 2018. №10. С. 11–16.
24. Право социального обеспечения : учеб. пособие / под ред. Г. В. Сулеймоновой, пераб. и доп. Ростов-на-Дону : Феникс, 2022. - 348 с.
25. Право социального обеспечения России : учебник / под ред. К. Н. Гусова, М. О. Буяновой. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2018. - 626 с.
26. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. — М: Юрайт, 2019. - 406 с.
27. Правовое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — М: Юрайт, 2023. - 426 с.
28. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Аспект-Пресс, 2008 . - 299 с.
29. Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие/ Отв.ред.д.и.н.., проф.Е.И.Холостова, проф. А.С.Сорвина.-М.:ИНФРА-М,2002.
30. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2019. - 430 с.
31. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие / В. Н. Чернышов, А. В. Чернышов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. 95 c.
32. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. - 480 с.
33. Федорова М. Ю. Соотношение социальной защиты и социального обеспечения в контексте управления социальными рисками: правовые аспекты // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. № 4(45). С. 122–129.
34. Фогельсон Ю. Б. Систематизация страхового законодательства (Часть 1) // Юридическая и правовая работа в страховании. 2008. № 3 (15). С. 27–43.
35. Шикула И. Р., Иванов Д. В. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации: учебник для СПО. — М: Издательский дом Университета "Синергия", 2024. - 188 с.